Святые о милосердии.

Преподобный Макарий Великий. Духовыне беседы.

 "... как кровоточивая жена, истинно уверовав и прикоснувшись воскрилию ризы Господней, тотчас получила исцеление, и иссох поток нечистого источника кровей: так всякая душа, имея неисцелимую язву греха, источник нечистых и лукавых помыслов, если придет ко Христу, и истинно веруя, будет просить, то получит спасительное исцеление от неисцельного тока страстей, и силою единого Иисуса иссякнет, оскудев, оный источник, источающий нечистые помыслы; но никому другому невозможно исцелить сию язву. Ибо того и домогал­ся враг, чтобы Адамовым преступлением уязвить и омрачить внутреннего человека, владычественный ум, зрящий Бога. И очи его, когда недоступны им стали небесные блага, прозрели уже для пороков и страстей..."
 "... Собственные от земли взятые врачевства, то есть свои только дела правды, не могли уврачевать и исцелить душу от такой невидимой язвы; только силою небесного и Божеского естества, даром Духа Святого – сим одним врачевством мог человек получить исцеление и достигнуть жизни, по очищении сердца Духом Святым. Но как там жена, хотя не могла исцелиться, и оставалась язвенною, однако же имела ноги, чтобы прийти ко Господу и пришедши получить исцеление, а подобным образом и оный слепой, хотя не мог прийти и приступить ко Господу, потому что не видел, однако же послал глас, потекший быстрее вестников, ибо сказал: «Сыне Давидов, помилуй мя» (Мк. 10:47), и таким образом, уверовав, получил исцеление, когда Господь пришел к нему и дал ему прозрение: так и душа, хотя изъязвлена язвами постыдных страстей, хотя ослеплена греховной тьмою, однако же имеет волю возопить ко Иисусу и призывать Его, чтобы пришел Он и сотворил душе вечное избавление ..."
 "... так, если кто не приступит ко Господу, по собственной воле и от всего произволения, и не будет умолять Его с несомненностию веры, то не получит он исцеления. Ибо, почему они, уверовав, тотчас были исцелены, а мы еще не прозрели истинно и не уврачевались от тайных страстей? Между тем Господь имеет больше попечения о бессмертной душе, чем о теле. Если душа прозрит, по слову сказавшего: «открый очи мои» (Пс. 118:18): то во век не будет уже слепотствовать, и исцелившись, не будет снова уязвлена. Если Господь, пришедши на землю, имел попечение о тленных телах; то не тем ли паче имеет о душе бессмертной, сотворенной по образу Его? Но за неверствие наше, за разномыслие наше, за то, что не любим Его от всего сердца, и не веруем в Него истинно, еще не получили мы духовного исцеления и спасения. Посему, уверуем в Него и истинно приступим к Нему, чтобы вскоре совершил в нас истинную цельбу. Ибо обетовал дать «Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13), отверзть дверь ударяющим в нее и обрестися ищущим Его (Мф. 7:7). И неложен, «Иже обето­ва» (Тит. 1:2). Ему слава и держава во веки! Аминь..."


Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

 "Общеизвестно могущественное влияние психики больного на течение болезни. Состояние духа больного, его доверие или недоверие врачу, глубина его веры и надежды на исцеление или, наоборот, психическая депрессия, вызванная неосторожными разговорами врачей в присутствии больного о серьёзности его болезни, глубоко определяют исход болезни. Психотерапия, состоящая в словесном, вернее духовном воздействии врача на больного - общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней".


"Премудрость" Иисуса, сына Сирахова. Глава 38, стихи 1-15

 Почитай врача честью по надобности в нём, ибо Господь создал его,
и от Вышнего - врачевание, и от царя получает он дар.
Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почёте.
Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими.
Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его?
Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его:
ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. 
Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и через него бывает благо на лице земли. 
Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя.
Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце.
Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий;
И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен.
В иное время и в руках бывает успех;
Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни.
Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадает в руки врача!

 

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

 "Общеизвестно могущественное влияние психики больного на течение болезни. Состояние духа больного, его доверие или недоверие врачу, глубина его веры и надежды на исцеление или, наоборот, психическая депрессия, вызванная неосторожными разговорами врачей в присутствии больного о серьёзности его болезни, глубоко определяют исход болезни. Психотерапия, состоящая в словесном, вернее духовном воздействии врача на больного - общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней".


"Премудрость" Иисуса, сына Сирахова. Глава 38, стихи 1-15

 Почитай врача честью по надобности в нём, ибо Господь создал его,
и от Вышнего - врачевание, и от царя получает он дар.
Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почёте.
Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими.
Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его?
Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его:
ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. 
Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и через него бывает благо на лице земли. 
Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя.
Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце.
Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий;
И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен.
В иное время и в руках бывает успех;
Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни.
Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадает в руки врача!


Преподобный Силуан Афонский.

 "Если, кто предался на волю Божию, тогда жить такому человеку намного легче. И в болезни, и в бедности, и в гонении он думает: "Так угодно Богу, и мне надо терпеть за грехи мои". У меня многие годы болит голова, и трудно мне терпеть эти боли. Но полезна болезнь моя, потому что смиряется душа, которая хочет пламенно молиться и совершать бдения. Но болезнь мне мешает, потому что больное тело требует покоя и отдыха. Я долго и усердно просил Господа об исцелении, но Господь не слушает меня, значит, мне не на пользу.
Вот и другой случай был со мною, когда Господь скоро услышал меня и спас. Однажды, в праздничный день, на трапезу дали рыбу. Когда я ел её, тогда кость вошла в моё горло и остановилась очень глубоко в груди. Я призвал святого великомученика Пантелеимона, прося исцелить меня, потому что монастырский доктор не сможет вынуть кость. Когда я сказал: "Исцели!" - получил ответ в душе: "Выйди из трапезы, надуйся, и кость выскочит вместе с кровью". Я так и сделал: вышел, надулся, кашлянул, и большая кость выскочила вместе с кровью. Понял я тогда: если Господь не исцеляет мои головные боли, значит, для души моей полезно так болеть"."Если, кто предался на волю Божию, тогда жить такому человеку намного легче. И в болезни, и в бедности, и в гонении он думает: "Так угодно Богу, и мне надо терпеть за грехи мои". У меня многие годы болит голова, и трудно мне терпеть эти боли. Но полезна болезнь моя, потому что смиряется душа, которая хочет пламенно молиться и совершать бдения. Но болезнь мне мешает, потому что больное тело требует покоя и отдыха. Я долго и усердно просил Господа об исцелении, но Господь не слушает меня, значит, мне не на пользу.
 Вот и другой случай был со мною, когда Господь скоро услышал меня и спас. Однажды, в праздничный день, на трапезу дали рыбу. Когда я ел её, тогда кость вошла в моё горло и остановилась очень глубоко в груди. Я призвал святого великомученика Пантелеимона, прося исцелить меня, потому что монастырский доктор не сможет вынуть кость. Когда я сказал: "Исцели!" - получил ответ в душе: "Выйди из трапезы, надуйся, и кость выскочит вместе с кровью". Я так и сделал: вышел, надулся, кашлянул, и большая кость выскочила вместе с кровью. Понял я тогда: если Господь не исцеляет мои головные боли, значит, для души моей полезно так болеть".


Архимандрит Иоанн Крестьянкин.

Твори милостыню со смирением.

Милосердие выше девства, поста и молитвы. Милосердный, живущий по заповедям и без девства, есть подражатель Богу, Который говорит: будьте милосердны, как Я милосерд (Лк.6,36).
Ты беден, терпишь недостаток, нужду; будь милостив по своим возможностям. Бог ценит произволение и усердие, а не количество денег; подашь бедному и одну копейку, Бог оценит её лучше сотен и тысяч рублей, поданных богачом из тщеславия и самолюбия.
Тщеславие и гордость портят всю цену милосердия; пример тому фарисей, дававший десятину доходов своих. Две лепты усердия и смирения бедной вдовицы оказались в очах Божиих больше тщеславных жертв богача.
Милосердие очищает множество грехов. Нищие для того и являются на нашем пути, чтобы испытывать сердца христиан, они - проба для нас, и на Страшном Суде Божием будут или нашими ходатаями, помощниками и покровителями или обвинителями в жестокости.
Блаженны будут тогда милостивии, ибо они помилованы будут.